?

Log in

No account? Create an account
HDRi для фотографа. Попытка FAQ. - HDR Фото [entries|archive|friends|userinfo]
HDR Фото

[ website | Избранные HDR фото ]
[ правила и пр. | читать обязательно ]
[ старое и др. | смотреть желательно ]

HDRi для фотографа. Попытка FAQ. [май. 15, 2006|12:36 pm]
HDR Фото

ru_hdr

[gummy_beer]
[Tags|]

Что такое HDRi 

Технология High Dynamic Range Image (HDRI) это изображение с расширенным динамическим диапазоном за счет перехода от целочисленного определения  яркости пикселя к вещественному. То есть изображение описывается реальными физическими величинами яркости и цвета. 

Иначе говоря, если реальные яркости изображения двух пикселей отличаются по величине в два раза, то и описания их в файле, также должны отличаться в два раза. 

Это всё звучит сложно, но по сути очень просто: в картинке каждая точка может принимать практически любое значение яркости и уже нет ограничения со стороны формата файла на яркость самой яркой и самой темной точки.

Как получить HDRi на обычном цифровом фотоаппарате

Поскольку для формирования HDRi - изображения с проработанными и светами и тенями нам нужен очень большой диапазон яркостей, получить нормальный исходный материал за один раз не получится. В этом случае нам поможет автоматический брекетинг (AEB):

Автоматический брекетинг это режим работы камеры, когда она делает три снимка: нормально проэкспонированный, переэкспонированный и недоэкспонированный. В настройке автоматического брекетинга нужно указать диапазон брекетига в две ступени (или сколько вам нужно).

На примере указан пункт меню камеры Canon PowerShot G3/G5/G6, посвященный автоматическому брекетингу.  В нем нужно указать диапазон +/- две ступени. 

Как это сделать описано в инструкции к камере.

 Включаем указанный режим и со штатива или с упора делаем три фотографии одного и того же объекта. Здесь важно постараться не смещать камеру в процессе съемки. Также желательно полностью исключить движение в кадре - дождаться момента, когда уйдут люди, проедут машины и т.п. 

Как убрать пешеходов и автомобили: Очень просто - нужно сделать по нескольку серий кадров с брекетингом, а потом в файлах с одинаковой яркостью вырезать из каждого участки где нет пешеходов и машин (аналогичный принцип используется при склейке панорам).

Как бороться с листвой: Никак - раздвоенные листья мешают слабо. Если ветер сильный, то съемку лучше отложить - раздвоенные ветки смотрятся куда хуже раздвоенных листьев.

Если нет штатива: Плохо, но жить можно - потом придется вручную совмещать слои в PhotoShop (как это делать - ниже).

Чувствительность: Также нужно обязательно убедиться, что камера в режиме минимальной возможной чувствительности - например, на DSLR Canon EOS 300D при чувствительности ISO 400 вместо ISO 100 возникают очень серьезные проблемы с шумом. А на Canon PowerShot G3 на ISO400 собрать нормальный снимок уже нереально.

RAW или JPG: По большому счету не принципиально, но в RAW можно управлять параметром "Shadows" который позволит показать немного больше информации в тенях. Не забудьте только во всех кадрах выбрать одинаковые настройки баланса белого, резкости  и т.п. Настройки конвертора могут отличаться только параметром "Экспозция"

Примеры полученных изображений на Canon EOS 300D kit в JPG в среднем размере, намеренно при ISO-400:

Размер 1024х1536  и формат JPG выбраны с тем умыслом, чтобы в статье поместить и оригиналы и промежуточные результаты. Если ест возможность, лучше снимать в RAW и при конвертации сохранять как TIFF 16 bit или в крайнем случае как JPG с минимальным сжатием.


1024x1536 304kB

1024х1536 295kB

1024x1536 236kB

Что есть лучшего на приведенных трёх снимках:

На самом светлом замечательно проработаны перила и тени под столом. При этом окна совершенно потерялись. Также хорош общий тон изображения.

На среднем снимке хороши детали интерьера и шторы на стенах. Детали в тенях уже потерялись, а витражи на окнах еще слишком светлы. 

Самый темный кадр хорош витражами и люстрами. Всё остальное ушло в чёрный.

При склеивании этих изображений хотелось бы за основу взять самый светлый кадр, но при этом насытить его деталями в светах и проработать детали люстр..

Обработка изображений HDRi

Я для обработки изображений в HDRi пользуюсь программами:

Adobe PhotoShop CS;

Photomatix Pro 2.2;

        

Neat Image 5.0.

На их примере и буду показывать, что это такое и в чем будет польза.

Изображения используются маленькие и в формате JPG, т.к. выкладывать больше TIFF 16bit особого смысла нет. Задача этой статьи, показать способ, а не довести до совершенства его результат.

Photomatix Pro 2.2 

Первым делом собираем изображение:

Идем в меню HDRI -> Generate HDRI, выбираем несколько картинок, из которых планируется собрать HDRi и не забываем ставить галочку "Align LDR images before generating HDR Image" если картинки сняты с рук.

Потом идем в меню HDRI -> Tone Maping


Здесь параметрами "White Point", "Black Point", "Strenght", "Microcontrast' пытаемся загнать гистограмму так, чтобы весь диапазон яркостей использовался, а не пропадал попусту.

Затем в меню File -> Save As сохраняем полученное изображение. Можно сохранить в TIFF, а можно оставить JPG. 

У меня получился такой файл: 


1022x1533 316kB

В этом файле сильно искажен диапазон яркостей и цвет деталей в тенях. Также он очень сильно зашумлен.

Neat Image 5.0

Про Neat Image 5.0 много рассказывать бесполезно:

  1. В закладке Input Image открываем HDRi файл ,полученный от Photomatix Pro 2.2;

  2. В закладке Device Noise Profile нажимаем Auto profile;

  3. В закладке Output Image сохраняем полученное изображение.

Я в курсе что тонкой настройкой шумоподавления можно добиться гораздо лучшего результата. Но в контексте этой статьи и работы автопилота вполне достаточно. Если же у вас есть желание и умение настроить вручную шумоподавление, то прошу обратить внимание именно на цветовой шум. Яркостный шум мешает слабо, а вот цветовой создает массу проблем.


1022x1533 298kB

В этом файле уже гораздо меньше шума, но всё также сильно искажен диапазон яркостей и цвет деталей в тенях

Adobe PhotoShop CS

Здесь начинается самое интересное: Нам нужно так сложить самую яркую картинку (которую мы решили взять за основу) и HDRI-картинку, чтобы не потерять естественности цветопередачи и передачи полутонов, но при этом добавить детали в светах.

Для этого открываем файл после Neat Image и самый светлый файл. 
Копируем самый светлый файл в буфер Ctrl+A, Ctrl+C и вставляем данные из буфера в HDRi - файл. Меняем тип смешения слоев на "Difference":

и инструментом "Move Tool" максимально подгоняем два слоя, стрелкам перемещая выделенный верхний слой:

В результате у нас два слоя, максимально подогнанные по положению. 
Меняем режим смешения слоев на "Darken" и получаем картинку в тенях полученную из исходного светлого кадра, а в светах - из HDRi-файла:

 

Приводим в порядок тени: в самом ярком файле они всё-таки темноваты, а в HDRI-файле цвет съехал в красный.

Для этого выбираем верхний  слой (в котором самая светлая картинка)  и для него вызываем Image -> Ajustment -> Levels... (Ctrl+L)

Смещаем поводок, выделенный красным (Output Level для черного), ориентируясь по цвету стульев и яркости перил. В результате тени у нас частично берутся из HRDI-файла, а частично из светлого исходного файла.

Приводим в порядок света: В самом ярком файле они провалены в белый, а в HDRI слишком темны для привычного восприятия. 

Для этого выбираем нижний  слой (в котором HDRI)  и для него вызываем Image -> Ajustment -> Levels... (Ctrl+L).

Смещая поводки. выделенные красным добиваемся естественной передачи яркости светов, пытаясь сохранить проработку деталей в витражах на стеклах и форму и яркость лампочек в люстрах. Постарайтесь правый поводок (точка белого) не уводить слишком далеко влево - это приводит к потере деталей в светах.


1022x1533 313kB

Приводим в порядок цвет: Поскольку файл собран из нескольких, да еще по чудесатым алгоритмам, указывать на нем точку белого бесполезно. Я пользуюсь инструментом Image -> Ajustment -> Photo Filter. В нем можно изобразить применение стандартных фотографических светофильтров. 

Поскольку картинка у нас до сих пор в двух слоях, можно раздельно указать яркость и светов и теней:

Я не настаиваю, что баланс белого нужно настраивать так и только так. Если вам привычен другой способ - здорово, пользуйтесь привычным способом. 

Контраст: Image -> Ajustment -> Curves... (Ctrl+M) можно подогнать общий контраст и яркость изображения.

Резкость: Поскольку происходило сложение нескольких файлов, границы объектив несколько размылись. Дл я исправления этого недостатка можно воспользоваться фильтром Unsharp Mask по своему вкусу.

В итоге получается вот такое изображение (немного уменьшенное):

 
126kB, 778x1168

В приведенном примере основной кадр. из которого строилась картинка, был самым светлым и был светлее изображения HDRI. Если в вашем случае HDRI изображение светлее основного кадра, то нужно поменять местами слои: Темный кадр вниз, а HDRI - вверх.

Вывод

Использование технологии HDRI позволит не только получать фотографии, полные специфических цветов и отношений яркостей, но и наполнить деталями самые обыденные сюжеты. При этом использование технологии HDRI позволит деликатно добавить детали как в света, так и в тени.



p.s. Это практически полная копия статьи с домашней странички:
http://ildar-gumerov.newmail.ru/hdri.htm
Заглядывайте, там ещё есть много чего возможно интересного :)

СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: blyum
2006-05-15 09:50 am
Спасибо.
Практическое пособие заслуживающее внимания.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: therealpetrenko
2006-05-15 10:20 am
А вот про "сложить самую яркую картинку (которую мы решили взять за основу) и HDRI-картинку, чтобы не потерять естественности цветопередачи и передачи полутонов" я даже и не думал. Как-то без него получилось. Или это особенности "малого (экранного) формата"?
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-05-15 12:14 pm
Да, этот, казалось бы, парадоксальный способ позволяет подтянуть ТОЛЬКО те обрасти, кторые не помещаются в ДД кадра - оригинала.

В данном случае это - витражи на окнах и люстры.

Картинки с иллюстрациями вполне нормально смотрятся и при печати, до формата 30х45см 300dpi включительно.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: svetilnick_
2006-05-24 08:41 pm
жалко, что картинки не грузятся=(
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: prblnce
2006-05-25 09:19 pm
у меня всё ок
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: chint
2006-05-28 04:58 pm
Photoshop и другие технические тонкости мне напоминают психологию. Пока ее не изусаешь, кажется, что все вот так, как есть идет себе своим чередом, получается лучше-хуже, а начнешь ее изучать - о, как все оказывается устроено, вот, оказывается почему все так, а не этак. И, наверное, это действительно нужно, потому что помогает с помощью фотоаппарата передать именно то, что хочешь передать, то есть окружающую действительность, но, скажу честно, просто фотографируя, не используя никаких сложных методов обработки, получаю то, что хотела и то, что хочетолось запечатлеть, оставить для себя и показать другим, тем, кто не видел. Но ведь и психология зачем-то нужна)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: 3meyc
2006-05-31 08:36 pm
Без Photomatix Pro 2.5 и Neat Image 5.0., средствами одного фотошопа - сделать это нельзя?
(Ответить) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-06-04 05:49 pm
Можно.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: aahsaap
2006-05-31 10:38 pm
Правильно ли я понял, что вместо Нет Имиджа можно использовать любую шумоподавлялку, например плагины фотошопские?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: aahsaap
2006-05-31 10:40 pm
И еще: первый Photomatix дает результат? И имеется ли "лекарство" для 2.5?
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: eterna
2006-06-14 04:24 am
спасибо за статью!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gummy_beer
2006-06-23 06:25 am
Спасибо за отзыв :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dilesoft
2006-06-23 10:08 am
Дополняю: нужно подбирать экспозицию так, чтобы при минимуме были различимы самые светлые участки, а при максимуме - самые темные.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gummy_beer
2006-07-11 05:57 am
Согласен, но излишний фанатизм здесь тоже не нужен - различать спирали у ламп накаливания и пятна на солнце совсем не обязательно :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: alex119999
2006-07-10 08:44 pm
Простите мне мою тупость, но если уже расширили ДД в Photomatix-е, то зачем нам в фотошопе ещё раз накладывать светлую картинку на расширенную из светлой, нормальной и тёмной картинок оригинала ?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: gummy_beer
2006-07-11 05:55 am
Смешение со светлой кортинкой нужно не для расширения или сужения динамического диапазона, а для приведеия в порядок цвета. Проблема в том, что у картинки полученной от преобразованного через ToneMapping HDR изображения сильно искажен цвет.
И чтобы варнуть естественность цвета, и применяется смешение с самым светлым изображением.

Вот :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: gummy_beer
2006-07-19 11:39 pm
Кто-то считает что можно, кто-то что нет... Спор этот скорее религиозный, чем практический.

Я считаю, что если сюжет столь высококонтрастен, что брекетинг нужен, то делаю брекетинг. :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kosta_kosta
2006-07-21 06:33 am

А скажите лиз

в olimpus C-765 такую функцию как Автоматический брекетинг как реализовать? что то я там не нашёл. Тупой может?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: kosta_kosta
2006-07-21 06:35 am

УПД

нашёл..))))
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: kosta_kosta
2006-07-21 07:45 am

Неудержался

побежал пробовать
Можно как-то у вас проконсультироваься?
Я понимаю, что делал в попыхах, абы попробовать
но хотелось бы понять хотя бы так или нет
Возможно? И как? показать наверное надо все файлы? ревые три и итог, да?
Был бы очень признателен.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ikatia
2006-07-22 07:29 pm
спасибо за статью. я про Ваше сообщество сегодня в ФотоКульте прочитала, полезла сразу же читать -)
(Ответить) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: gem_in_i
2006-07-31 04:03 am
Огромное, большое, невероятное спасибо от измученного цифромыльницей любителя.
(Ответить) (Thread)
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>